Поиск по блогу

Из опыта работы


ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ...

Во всем мне хочется дойти 
До самой сути. 
В работе, в поисках пути, 
В сердечной смуте. 

До сущности протекших дней, 
До их причины, 
До оснований, до корней, 
До сердцевины. 

Всё время схватывая нить 
Судеб, событий, 
Жить, думать, чувствовать, любить, 
Свершать открытья.  
/Пастенак Б./

     Идет урок... Как сделать так, чтоб было интересно каждому? Чтобы вовлечь в процесс всех учащихся , урок можно проводить в виде диалога, который обеспечивает пространство для осмысления школьниками не только своего, но и чужого опыта, предоставляет возможность ученику самому моделировать ситуацию в новых условиях; творческие споры приводят учеников не только к пониманию сути темы, но и имеют колоссальный воспитательный эффект, делают каждого ученика активным искателем путей и средств решения той или иной проблемы.

      На этапах урока использую интерактивные приемы: «Ассоциация», «Микрофон», «Обучая  учусь», «Мозговой штурм», «Незаконченные предложения», «Лови ошибку», «Передай мелок», «Свои примеры», «Дружеский совет».
      
      Особое внимание уделяю устным упражнениям. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых учащихся, создают в классе атмосферу соревнования. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, их выполнение заставляет учащихся отступать от шаблонов, повторять изученный материал. Проведение устных вычислений помогает дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умение ценить и беречь время. 
      
       В разных методических источниках рекомендуют проводить устную работу хотя бы один раз в неделю. Но я, с целью выработки прочных навыков, провожу устную работу на каждом уроке, в каждом классе. При подготовке к уроку решаю на каком этапе необходимо провести решение устных упражнений: при проверке домашнего задания, при актуализации опорных знаний, при закреплении нового материала или при подведении итога урока.

      Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий  успешного обучения в старшей школе. Начинаю обращать внимание на устные упражнения, когда учащиеся переходят ко мне из начальной школы. Именно в пятых – шестых классах  закладываются основы обучения математике  детей. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи. Устные упражнения необходимо начинать с простых задач, так, чтобы ученики, начиная с них, постепенно переходили к более сложным задачам. Если сразу обрушивать на учащихся сложные устные упражнения, то дети будут проявлять собственное бессилие, будут растеряны и их инициатива будет подавлена.

      Следует выделить два вида устных упражнений. Первый – зрительно-слуховой. Учитель не только называет число, с которым надо работать, но и записывает его на доске, или на карточках. Подкрепив слуховое восприятие учащихся, зрительным, учитель облегчает процесс вычисления. Но именно запоминание чисел, над которыми производятся действия – важный момент устной работы. Ученики, которые не смогут удержать в памяти числа, в практической работе становятся плохими вычислителями. Поэтому не следует недооценивать второй вид устного вычисления, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают. Этот вид работы намного сложнее, но и более эффективный. Есть очень много форм и приемов устных вычислений. Я пользуюсь следующими: 
  • Карточки для устного счета по основным темам.
  • «Эстафета». На доске записаны примеры для каждого ряда. По очереди по одному ученику от каждого ряда подходят к доске, устно решают пример и записывают ответ, затем возвращаются на место, за ними выходят следующие... Побеждает та команда, которая быстрее сделает это задание.
  • «Не зевай». Ученики каждого ряда получают карточку. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что спрятано за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, даст ему ответ своей задачи. Здесь учащиеся должны быть внимательными, потому что ошибка одного может перечеркнуть работу всего ряда.
  • «Поиск». На доске представлены два столбика. Первый столбик – условия примеров. Второй - ответы, которые размещены в хаотичном порядке. Надо  объединить примеры с их ответами. Эту работу можно проводить индивидуально или коллективно. В первом столбце могут быть примеры, уравнения, несложные задачи.
  • «Песочные часы». Формы использования устных упражнений разнообразны. Полезно проводить фронтальный опрос после изучения темы, или какого-то раздела в виде игры «Песочные часы». За одну минуту ( время проверяем с помощью песочных часов) ученик должен проговорить минимум 10 правил, которые вспомнит. 10 правил – 5 баллов.
      Опыт работы показывает, что устные упражнения при умелом использовании играют важную роль в повышении эффективности урока, но для этого надо знать класс, индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать оптимальный вариант, темп, содержание, формы и средства проведения этого вида работы. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития.
      
      Проверка знаний, умений, навыков – важные составляющие учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель устанавливает, как ученик усваивает учебный материал, движется в своем развитии. Контроль усвоения изученного обычно начинается с проверки домашнего задания. Я осуществляю с помощью следующих форм:

1.     Самопроверка по образцу (образец на доске). В начале урока тетради закрыты. Учащиеся сначала изучают образец, комментируют его. Затем проверяют домашнее задание в тетрадях и исправляют ошибки, если они есть.

2.     Взаимопроверка по образцу. Ученики проверяют домашнее задание своего соседа по образцу на доске.

3.     Проверка с помощью консультантов.

4.     Проверка с помощью устных упражнений.

      На ошибках учатся, говорится в пословице. И действительно, ошибки играют роль функции обучения. В примитивном  понимании ошибка учит не повторять ее. Можно организовать работу так, чтобы ошибка заставляла по-новому смотреть на, казалось бы, уже изученный материал. Еще раз вызвать к нему интерес. Я использую два вида таких задач:

Карточки с готовыми решениями. Надо найти ошибку и объяснить ее.

Карточки с заданиями, которые провоцируют ошибку. Ученики решают, комментируют, объясняют, была ошибка или нет.

      За такой вид работы не надо ставить плохих оценок. Опыт показал, что использование на уроках таких форм, приемов дает свои результаты. Уроки заинтересовывают учащихся, способствуют более напряженному темпу усвоения и закрепления материала.

      Одним из важных видов деятельности, считаю проблемное обучение, которое активизирует самостоятельную работу учащихся, что ведет к основательному усвоению и закреплению научных знаний, развивает творческое мышление, способность к самостоятельному решению поставленной задачи. Поэтому элементы такого обучения применяю на отдельных этапах изучения программного материала и на соответствующих этапах урока: постановка проблемного задания в начале изучения раздела (тем) и возвращение к его решению на итоговых уроках; формулирование проблемного вопроса в начале урока (чаще всего – в эпиграфе) с последующим его решением.
      
    Успех воспитания заключается  в том, в какой степени учащиеся включаются в деятельность, и в какой степени проявляется их самостоятельность, способность к самоконтролю и самооценке  в этой деятельности. Для самоконтроля  ученикам предлагаю разнообразные тестовые задания.

      Использование на уроках инновационных методов обучения, которые более затратны  во временном измерении, чем традиционные, требует особого подхода и к оценке знаний учащихся. Поэтому чаще всего в качестве форм текущего оценивания использую тесты, экспресс-опросы, самооценку. С целью активизации деятельности учащихся применяю приемы «воображаемый микрофон», «незаконченное предложение» и (обязательное условие!) четко формулирую критерии оценивания участия ученика в каждом виде учебной деятельности в течение урока.



Дистанция: онлайн уроки по математике

  10-И  Каждый понедельник в 08.30 – алгебра;  ссылка: https://meet.google.com/kkq-grfz-gdx Каждый вторник в 08.30 – геометрия;  ссылка: htt...